Томаринские новости

По следам Холмской десантной операции

Накануне очередной годовщины нашей Великой Победы на Дальнем Востоке музейно-мемориальный комплекс "Победа" впервые пригласил жителей и гостей города на однодневную автобусно-пешеходную экскурсию "Холмская десантная операция".
По свидетельству историков, освобождение южного Сахалина в августе 1945 года было возложено на соединения 16-й армии под командованием генерал-майора Л.Е.Черемисова и корабли Северной Тихоокеанской флотилии, которой командовал вице-адмирал В.А.Андреев. Замысел операции предусматривал главный удар силами 56-го стрелкового корпуса в районе 50-й параллели и далее на юг, вдоль железной дороги, ведущей к столице губернаторства Карафуто — Тоехаре.
Морские десанты планировались в портах Южного Сахалина советским командованием с целью обезопасить западный фланг 56-го стрелкового корпуса, наступавшего на Тоехару с задачей предотвратить эвакуацию на Хоккайдо японских войск, техники и материальных ценностей. Основная роль в этом отводилась кораблям и частям морской пехоты Северной Тихоокеанской флотилии, базировавшейся в порту Советская гавань.
Первый десант высадился 16 августа в порту Торо (Шахтерск) и в окрестностях соседнего с ним города Эсутору (Углегорск). Второй десант — 20 августа в порту Маока (Холмск). Это были подразделения 131-й отдельной стрелковой бригады. Японцы всюду оказывали отчаянное сопротивление, но оно было сломлено превосходящими силами наших десантников.
***
4 августа в восемь часов утра 19 человек в сопровождении экскурсовода отправились на западное побережье Сахалина, где в августе 1945 года шли ожесточенные бои с частями японской императорской армии, дислоцировавшимися на Сахалине.
Всем экскурсантам были розданы памятки — о поведении и мерах предосторожности при передвижении по маршруту. Гидом выступил ведущий сотрудник музейно-мемориального комплекса Игорь Самарин.
Кроме того, каждый из нас получил небольшую книжечку, куда вместе с описанием маршрута, включены заметки о легендарном танке Великой Отечественной войны Т-34, устройстве полевой кухни, о боевых листках и женщинах-санинструкторах. Имеется тут даже схема того, как наматывать портянки (для непосвященных — кусок ткани для обматывания ног, своего рода "носки" для сапог — традиционной армейской обуви).
Музейно-мемориальный комплекс "Победа" в Южно-Сахалинске
Музейно-мемориальный комплекс "Победа" в Южно-Сахалинске

Записная книжка и памятка экскурсанту
Записная книжка и памятка экскурсанту

Две странички заняты текстами любимых всеми песен "Синенький платочек", "Катюша", "Смуглянка". Чистые листки — для путевых заметок...
Первая остановка неподалеку от села Пожарского (прежнее название — Мидзухо). Именно здесь с началом советской десантной операции на Карафуто (так называлась южная часть Сахалина до 1945 года) 20-23 августа 1945 года произошло массовое уничтожение японцами большой группы корейцев.
На отметке "56-й километр" автодороги Южно-Сахалинск — Холмск, сворачиваем направо. Обелиск из черного мрамора "В память 27 невинно убитых корейцах" — мирных жителей села Мидзухо уезда Маока является памятником муниципального значения. Он был установлен в 1996 году по инициативе председателя общества поминовения усопших за рубежом соотечественников при финансовом участии Общества репатриации сахалинских корейцев и членов "Ротари-клуба", а также за счет добровольных взносов сахалинских корейцев.
Об этом страшном преступлении свидетельствует книга сахалинского краеведа, журналиста, писателя К.Гапоненко "Трагедия деревни Мидзухо" (1993). В основе материалы следствия и суда над убийцами. Книга вызвала большой общественный резонанс в островном крае и за рубежом.
Следующая остановка у памятника воинам-красноармейцам, погибшим при исполнении служебных обязанностей в селе Пятиречье (Осака) Холмского района. На стеле имя красноармейца — бронебойщика Петра Николаевича Селищева. Имена других четверых военнослужащих, похороненных в братской могиле, неизвестны. Вокруг поднявшиеся высоко деревья, высаженные педагогами и учениками бывшей школы, — восьмилетки села Пятиречья.
— В Пятиречье при сдаче японского гарнизона — более тысячи человек — лишь треть личного состава сдала винтовки. В груде оружия оказалась лишь одна офицерская сабля. Японцы при капитуляции выбрасывали или прятали оружие, надеясь воспользоваться им в будущем... Накануне экскурсии мы выезжали сюда. По нашей просьбе вокруг памятника была скошена трава, убран мусор, — отмечает Игорь Самарин.
Памятник павшим воинам в с. Пятиречье Холмского района
Памятник павшим воинам в с. Пятиречье Холмского района

***
Погода благоприятствует путешествию. Вокруг открываются теплые солнечные долины.
К мемориальному комплексу на Камышовом перевале взбираемся старой японской дорогой.
— Современное шоссе и старая японская дорога, по которой десантники продвигались в Тоехару, не совпадают. Только отдельные фрагменты... Где встретились японские парламентарии и наше боевое охранение, точно установить невозможно...
Мемориал на братской могиле 26 советских воинов, павших 21-23 августа 1945 года при освобождении Маоки (Холмска) — архитектор А.Г.Деревянко — был открыт 3 сентября 1975 года к 30-летию Победы над империалистической Японией. Памятник представляет собой семиметровую стелу в виде набегающей морской волны, на гребне которой установлено артиллерийское орудие. Стелу опоясывает металлическое полукольцо с надписью: "Вечная слава героям, павшим в боях против японских агрессоров при освобождении исконно русских земель Южного Сахалина и Курильских островов".
На мемориальной плите имена погибших воинов. Среди них Евгений Анатольевич Чапланов — младший сержант, наводчик 45-мм орудия отдельного противотанкового дивизиона 113-й отдельной стрелковой бригады.
— Существует мнение, что он погиб в бою за железнодорожную станцию Футомато (в 1947 году она переименована в Чапланово). Это не так, расчет под командованием Евгения Чапланова вел огонь по противнику с перекрестка дорог — в районе нынешней заправки на выезде из Холмска...
С перевала открывается вид на Татарский пролив. По склонам сопок бамбучник, скрывающий бывшие японские укрепления.
Спускаемся по серпантину к морю. Православный крест на повороте дороги. Ниже озерко, в котором как-то водители видели двух купающихся медведей... Рядом городская свалка
Автодорога Южно-Сахалинск — Холмск
Автодорога Южно-Сахалинск — Холмск

На Приморском бульваре Холмска посещаем памятный знак на месте высадки морского десанта 20 августа 1945 года. Знак одновременно является памятником основателям города. Сооружение создано в соответствии с проектом-идеей В.А.Глущенко в 2000 году. Оно представлено в виде корабля, заходящего в порт. Высокий обелиск венчает пятиконечная звезда. На лицевой стороне памятника надпись: "Солдатам Отечества Российского от благодарных жителей Холмска". Несколько больших деревянных коробов в виде звезд с высаженными в них цветами разбросаны по всему бульвару.
Всюду много людей, которые радуются солнечному дню. У створного знака на входе в акваторию Холмского порта расположились рыболовы-любители. В туалете неподалеку над умывальником черным по белому напечатанное на принтере обращение: "Уважаемые посетители! Убедительная просьба не воровать жидкое мыло с умывальников и туалетную бумагу с кабинок".
Бои за город Маока были ожесточёнными. Высадка осуществлялась при огневой поддержке корабельных орудий на десантных катерах и больших лодках-кавасаки с пулеметами и минометами на борту. На них же было доставлено на берег несколько артиллерийских орудий на тот случай, если противник бросит против десанта танки. Но танков у японцев не было, и десантники применяли артиллерию против живой силы.
Пользуясь картами, советские десантники быстро заняли морской и железнодорожный вокзалы, почту, телеграф, банк, бумажную фабрику и другие объекты.
— Первым красные флаги в городе Маока водрузил на вышке японской метеостанции старший краснофлотец-прожекторист береговой батареи из Совгавани Григорий Обжорин. Через несколько часов флаг был поднят на здании японской таможни, — свидетельствует гид.
Пример того, как история отдельных людей сплетается в общую историю страны.
— Есть свидетельства того, что японцы использовали против наших десантников бронепоезд, но японские источники этого не подтверждают. Возможно, японские солдаты вели стрельбу и бросали гранаты из окон пассажирского поезда...
Общее число пленных в районе Холмска и его окрестностей составило 10 000 человек. Но далеко не все сдались "страшным русским".
На месте главпочтамта стояла японская городская телефонная станция, где во время наступательной операции разыгралась маокская драма. Когда на улицах стали рваться снаряды, девушки покончили жизнь самоубийством, приняв яд. После этого городская телефонная станция больше не отвечала... Члены семей погибших просили предать кремации тела похороненных девушек. Лишь 10 декабря такое разрешение было получено... В Вакканае (Япония) на сопке у моря находится памятник девяти телефонисткам. На нем начертано: "Все закончено. До свидания. До свидания".
Об этом рассказал в книге "Болят старые раны" (1995) К.Гапоненко.
Памятник на братской могиле воинов-десантников в городском сквере по улице Героев был возведен сразу после окончания боев. Здесь было захоронено 45 человек. Сначала памятник был деревянным. В 1954 году его реконструировали. Появились дополнительные архитектурные детали, характерные для этого времени — литые барельефы с изображением сцен сражений и воинской атрибутики. Современный мемориал был сооружен в 1970 году по проекту архитектора Ю.А.Регентова (Москва) и художника Б.А.Алексеева (Рязань).
Памятник представляет собой три семиметровых пилона, символизирующих связь трех поколений — дедов, отцов и сынов. В нижней части пилоны скреплены латунным кольцом, на котором высечены фамилии павших воинов и текст: "Вечная слава героям, павшим в боях за освобождение Холмска 23 августа 1945 г.". В основании — бронзовая звезда.
Рядом детская игровая площадка, платные туалеты, торговля квасом.
В мемориальной зоне Центрального дома культуры Холмска находится памятник "Юнгам Огненных рейсов" (скульптор В.Чеботарев, Южно-Сахалинск), церемония открытия которого состоялась в 2009 году.
Игорь Самарин — известный краевед, специалист по истории Карафуто. По ходу экскурсии он продолжает решать исследовательские задачи — используя рулетку, уточняет размеры пушки, установленной на мемориальной лестнице...
Место приметное и непременно посещается туристами.
***
Десантники, высадившись в порту Маока утром 20 августа, к 16 часам овладели городом. 21 августа 131-я отдельная стрелковая бригада продолжила наступление вглубь острова. После высадки наши части выступили в направлении города Осака (Пятиречье) через перевал Кумадзаса (Холмский перевал). Один отряд 4-го батальона морской пехоты шел вдоль западного побережья в сторону Хонто (Невельска), другой — двигался по полотну железной дороги в направлении Тоехары...
Японцы строили железную дорогу в горной местности с множеством сопок, распадков и перевалов одновременно с двух сторон. На всем её протяжении было построено 15 тоннелей общей протяженностью 5 км, а также 35 мостов общей длиной более 1 км, образующих сложный архитектурный ансамбль. Несмотря на относительно короткое расстояние — 84 км, строительство железнодорожного полотна велось семь лет. Строительство было завершено 3 сентября 1928 года.
— Железнодорожная линия Маока (Холмск) — Тоехара (Южно-Сахалинск) была единственной, связывающей западное и восточное побережье острова. Это было крупное и наиболее сложное в инженерном отношении сооружение из когда-либо возведенных на Карафуто, — отметил Игорь Самарин.
Новая железнодорожная линия сыграла важную роль в экономике Южного Сахалина, как в период Карафуто, так и в советское время. Она действовала до 1994 года и была закрыта из-за аварийного состояния некоторых участков и практически полностью разобрана.
В настоящее время грузовое железнодорожное сообщение между Холмском и Южно-Сахалинском осуществляется окружным путем через станцию Ильинск, что же касается старой железной дороги, то работают лишь два ее небольших участка: на востоке участок Южно-Сахалинск — Новодеревенская, и на западе участок Холмск — Николайчук. Оба участка функционируют с мая по октябрь (иногда с конца мая по начало ноября), обслуживая дачников.
По свидетельству историков скоротечный характер боев на Южном Сахалине позволил избежать катастрофических потерь и разрушений, подобных тем, что были в европейской части страны, где проходил советско-германский фронт. Если бы японцы успели взорвать мосты и перекрыть тоннели на железной дороге, движение наших частей было бы затруднено...
Едем по улице Шевченко, а затем лесной дорогой к живописному озеру — водохранилищу, устроенному основателем бумажных заводов на Сахалине Окава Хэйдзабуро, озаботившимся необходимостью питания бумажной фабрики в Маока водой. От Холмска до озера семь километров. Запруда была воздвигнута в районе нынешнего села Поляково, в результате чего и образовалось озеро. В восточной части водохранилища поверхность покрыта водными растениями. В 2010 году плотина была частично разрушена паводком и дома подтопило. "Если прорвет плотину, село можно искать в Японии или как минимум в проливе", — острили шутники.
Отсюда начинается пешеходная часть экскурсии. После короткой инструкции идем, повторяя путь наших бойцов в августе 1945 года. Тот же рельеф местности. Та же ширина колеи, чуть больше метра... Замена старой японской узкоколейки на обычную для России широкую колею идет медленно. Возможно, с реализацией в ближайшие десять лет масштабного проекта строительства мостового перехода Сахалин — материк замена произойдет окончательно.
Тут и там дачные домики среди огородов. Над теплицами на высоком шесте ветерок полощет флаг российского военно-морского флота. Слышны веселые возгласы играющих детей.
Водохранилище (озеро) Тайное
Водохранилище (озеро) Тайное

Братское захоронение рядом со станцией Николайчук (Холмский район)
Братское захоронение рядом со станцией Николайчук (Холмский район)

Игорь Анатольевич поднимает смятую, раздавленную монету со шпал.
— Местная забава — класть монеты под идущий поезд...
Вспомнился чеховский рассказ "Злоумышленник". Судят мужичка, который открутил гайку с железнодорожного полотна и использовал её, как грузило для рыбалки. Даже будучи осуждённым, он не понимает, в чём его преступление, что отвинчивание гаек, может привести к аварии поезда и гибели людей.
Над оврагами высокие насыпи. Ветхие шпалы сильно испачканы мазутом. На станции Николайчук (Экинохара) находится братское захоронение советских воинов.
— Здесь похоронены три бойца: Борис Николайчук, Николай Симанов и Владимир Волков. Все они были из разных подразделений, — рассказывает гид.
— Борис Николайчук — младший сержант, командир расчета взвода противотанковых орудий 113-й отдельной стрелковой бригады. Родился в Благовещенске. Также как Евгений Чапланов действовал в составе расчета 45 мм пушки. В августе 1945 года погиб в бою у станции Экинохата в ходе проведения Холмской десантной операции. Командир батальона майор Петров, столкнувшись с ожесточённым огнем японцев и не зная системы обороны, собрал из числа добровольцев сводный расчет 45 мм орудия в составе 4 человек, в который вошел в том числе заряжающий Борис Николайчук. По описанию очевидцев они выкатили орудие на прямую наводку в 200-300 метрах от Чертова моста. Постепенно каждый из них был ранен и отходил в тыл. Подносчик снарядов тоже был ранен. Наступил момент, когда Николайчук остался один, но продолжал стрелять по японским позициям, вызывая огонь на себя, чтобы наблюдатели смогли определить месторасположение огневых точек японцев. Получив пулевое ранение, а затем осколочное от японского гранатомета, он продолжал сражаться до последней минуты. Ему был 21 год... Железнодорожная станция Экинохата была названа его именем указом Президиума Верховного совета СССР от 15 октября 1947 года.
Красноармеец Владимир Волков, пулеметчик — подносчик патронов. Родом из села Софьино Приволжского р-на Куйбышевской области. В бою за тоннель у станции Экинохара 19-летний воин под сильным огнем, рискуя жизнью, подносил патроны пулеметному расчету штурмовой группы, до тех пор, пока не был убит... В память о герое улица Низовая в Холмске была переименована в улицу Волкова.
Ефрейтор Николай Симанов — разведчик-наблюдатель и пулемётчик отдельного артиллерийского дивизиона 76 мм пушек, входившего в состав 131-й отдельной стрелковой бригады. Пушки таскали "Сталинцы" (транспортные тракторы Сталинского тракторного завода). Дивизион был выгружен в порту, но участия в боевых действиях не принимал. Лишь один расчет был направлен вслед за 4-м батальоном морской пехоты, сюда, к Южно-Камышовому хребту. Бои к тому времени были закончены. Николай Симанов погиб во время разведывательных действий...
— Долгое время артиллериста Симанова называли неправильно — Симаковым. Также неправильно его именем было названо ныне упраздненное село Симаково, расположенное к северу от Холмска. Все документы исправили, но название на карте осталось прежним. Вот такие особенности топонимики нашей сахалинской советской истории.
— По описанию здесь похоронено пять-шесть тел. Узнать, кто были остальные погибшие, не представляется возможным. Сначала на братской могиле был деревянный памятник — он появился в 50-х годах минувшего века. Позже была установлена стела из железобетона.
Мемориальная табличка оборвана... На её месте пучатся застывшие куски клея.
Прежде, чем продолжить путь, обедаем, расположившись под навесом платформы и прямо на откосах железнодорожного полотна. В ход идут солдатские сухие пайки — набор продуктов, предназначенный для питания военнослужащих, а также гражданских лиц в условиях, когда нет возможности готовить горячую пищу. Они предусмотрительно подготовлены организаторами экскурсии. Удобно и с тематикой экскурсии вполне согласуется.
Чертов мост
Чертов мост

Денис — сотрудник музея — проводит мастер-класс по вскрытию больших зеленых коробок с армейской звездой на боку. Сухой паёк рассчитывается на один приём пищи или питание одного или нескольких человек в течение непродолжительного периода времени, как правило, не более трех суток. Они позволяют военнослужащим не привязываться к полевым кухням. Наличие в упаковке сухого горючего дает возможность разогреть еду. Имеются таблетки для обеззараживания воды.
Мусор складывается в полиэтиленовый мешок, который на обратном пути заберем с собой.
Заросли заметно подступают к рельсам. Мотовозы дальше не ходят. Травы выше человеческого роста. Поверх бамбучника стелется дикий виноград, между шпал расположились кустики земляники. Птицы ведут перекличку. От палящего солнца спасают головные уборы, питьевая вода, размеренный темп передвижения. Группа растянулась... Сотрудница музея время от времени пересчитывает экскурсантов.
По пути встречаем китайских туристов с проводником. Они широко улыбаются нам. Китайцы активно путешествуют по всему миру...
Наконец, достигаем Чертова моста, где в августе 1945 года произошла серьезная двухдневная битва. Перед тоннелем Игорь Самарин указывает на предполагаемое место, где героически сражались с противником Николайчук и его товарищи...
Мост расположен в 5 километрах от платформы Николайчук, на отметке "74 км". Пути дважды пронизывают сопку и соединяются наверху мостовым переходом. В проекции — это гигантское километровое кольцо внутри сопки, которое выходит наружу, затем опять идет по тоннелю и только после этого выбирается на мост ("железная петля"). Металлические пролеты установлены на двух основных железобетонных опорах. Высота моста — 41 м, длина — 125 м.
Чертовым окрестили мост железнодорожники от захватывающей дух высоты.
— Место знаковое не только для Карафуто, но и всей железной дороги Японии в силу технического прорыва, который был осуществлен японскими инженерами. Посещение японскими туристами Карафуто включало посещение островов Тюлений и Монерон, этнографической деревни на острове Сачи в Сикука (Поронайск) и этот мост. Красота, которая открывается отсюда, и возможность посмотреть с инженерной точки зрения на такое грандиозное сооружение, было интересно и самим японцам.
В музее Карафуто (Саппоро, Япония) имеется уменьшенная копия (модель) Чертова моста.
В настоящее время мост является достопримечательностью Холмского городского округа. Интересна идея создания здесь технико-природного музея-заповедника, которая давно носится на просторах Интернета. Решение сохранить историческую ветку было бы весьма современным. У туристов, посещающих Холмск, появилась бы возможность проехаться по "Чертову мосту" на японском поезде. Сейчас посмотреть на японский подвижной состав туристы могут только в музее железнодорожной техники в Южно-Сахалинске.
Перед входом в тоннель, выстроенном в 1967 году, галерея для защиты от селей. Вверх по склону сопки ведет металлическая лестница с деревянными ступенями. Насчитал 150 ступеней — некоторые обломаны по длине. Для отдыха на лестнице имеются две расширяющиеся площадки. На одной из них сохранилась скамеечка. Молодые экскурсанты уже на мосту.
С обеих сторон моста высятся пустые бетонные коробки с амбразурами для стрельбы. После закрытия пути ушли с нее и военизированные подразделения, охранявшие мосты и тоннели.
От прогулок по Чертову мосту лучше отказаться — старые, испорченные сыростью шпалы, вызывают чувство опасности. Никто, в общем, и не пытается это делать. Между тем несколько лет назад здесь видели любителей острых ощущений из Владивостока — слетавших на упругих канатах в пропасть.
В 4 км от Чертова моста находится не менее интересный Ведьмин мост. Побывавшие там смельчаки, утверждают, что он ещё страшнее.
Оживление вызывает предложение организаторов примерить военную полевую форму времен Второй мировой войны. Желающие тут же находятся. В завершении все вместе фотографируемся под Чертовым мостом на память о состоявшемся путешествии.
На обратном пути, предусмотрительно отходим в сторону, пропуская идущий навстречу поезд. Машинист дает гудок и машет открытой ладонью в ответ на наше приветствие. У озера часть пути проходим грунтовой дорогой, расположенной чуть выше платформы, где скопились дачники в ожидании поезда.
До станции Николайчук из Холмска поезд ходит в понедельник, пятницу и субботу...
Экскурсия завершилась в половине восьмого вечера там же, где началась, — на площади Победы Южно-Сахалинска. С её начала прошло 11,5 часа.
— Эта экскурсия — своего рода пробный камень... Мы постараемся учесть все недостатки, чтобы в будущем улучшить обслуживание туристов. Музеем предполагается приобретение экскурсионного автобуса, оборудование его аппаратурой для информирования экскурсантов во время передвижения, — отметил Игорь Самарин, завершая увлекательное путешествие.
Как бы то ни было, это уже часть туристической истории Сахалина.

15 11406 35